Путеводитель на рынке рекрутинговых услуг
Сервисы
Справочники
Сотрудничество
Подписка на рассылку


6 вопросов, которые непременно надо задать рекрутеру на собеседовании
06.06.2011 10:17

На собеседованиях важно не только отвечать на вопросы, но и самому интересоваться у рекрутера потенциальными должностными обязанностями, компанией и своим будущим начальником. Это не только покажет вас с лучшей стороны, но и избавит от лишних проблем в будущем. RB.ru спросил у рекрутеров, каких вопросов они ждут и чем неожиданно интересуются соискатели.

Портал Monster.com предлагает шесть обязательных вопросов к рекрутеру и объясняет, почему вы должны их задать.

1. Почему на эту позицию ищется новый человек? (если позиция новая - как раньше выполнялась эта работа?)
Вы должны знать о проблемах и историях, связанных с этой должностью. Например, был ваш предшественник уволен или, напротив, поощрялся. Временная ли эта позиция или постоянная? Ответ рекрутера подскажет вам ожидания руководства и прояснит момент будущего компании.

2. Почему рекрутер работает именно в этой компании? Что его здесь держит?
Как бы вы ни любили эту компанию и ни хотели в ней работать, вы, скажем так, посторонний человек, аутсайдер. А рекрутер может раскрыть вам некую инсайдерскую информацию. Кроме того, это позволит вам вывести рекрутера из его корпоративной роли и оценить его как работника и потенциального коллегу.

3. Какие задачи придется решать в первую очередь на новой позиции?
Вы должны проявить свои менеджерские качества, а также прояснить для себя ожидания руководства. Кроме того, это позволит вам не оказаться в заблуждении относительно рабочих требований, что в конечном счете может привести к перегруженности.

4. Что вы можете рассказать мне о будущем начальнике?
Неважно, насколько замечательна та компания, где вам предстоит работать. Ваше время будет потрачено, в основном, на конкретного менеджера, который будет контролировать вашу работу. Вы должны выяснить, кто этот человек и какой он менеджер. Проводится ли в компании обучение руководителей и менеджеров высшего звена? Вся эта информация поможет избежать конфликтов в будущем.

5. Каковы продажи компании за пять лет и прогнозы по прибыли?
Вы должны знать о будущем компании, на которую планируете потратить несколько лет своей рабочей жизни. Это не обязательно должен быть некий вопрос в лоб. Можно спросить о новых продуктах и услугах и о планах по расширению. Такие вопросы могут показать, насколько серьезно вы относитесь к компании.

6. Каков наш следующий шаг?
Это последний и самый важный вопрос в интервью. Многие книги советуют просить принять на должность, но зачастую соискатели находятся в стрессовом состоянии, чтобы сделать это прямо. Да и компания не всегда может сделать предложение «здесь и сейчас», с учетом количества кандидатов и запланированных интервью. Вероятно, вам и самим еще нужно время, чтобы больше узнать о компании, взвесить все за и против. Вы можете взять на себя инициативу и озвучить план дальнейших действий. Не забудьте попросить телефонный номер вашего интервьюера и уточнить удобное время для звонка.

Помните, эти вопросы не только продемонстрируют всю серьезность ваших намерений, но и помогут лучше понять, какие вызовы и новые возможности могут ждать вас впереди.

Какие вопросы хотят слышать рекрутеры?

«Для понимания должности советую соискателям уточнить у экспертов по подбору персонала информацию о структуре компании в целом, структуре отдела, задачах отдела и роли внутри компании, должностной иерархии, количестве подчиненных (если таковые предполагаются). Важно узнать, какие задачи стоят сейчас перед новым сотрудником, какими методами компания планирует их достигать, как оцениваются результаты работы (KPI)», - говорит RB.ru Татьяна Пичко, консультант Hays.

Она также рекомендует узнать о причине возникновения вакансии: почему ушел предыдущий сотрудник и почему компания не продвигает по карьерной лестнице кого-то из внутреннего персонала.

При этом Елена Козулина, менеджер по подбору персонала ОАО "ВымпелКом", считает, что неуместно задавать вопросы о количестве кандидатов на данную позицию. «Бывает, спрашивают: «А вы Blackberry выдаете?» - или вдруг признаются, что хотят у нас работать, потому что рассчитывают взять ипотеку», - говорит собеседница RB.ru.

В свою очередь портал SuperJob провел опрос менеджеров по кадрам и выяснил, какие вопросы они хотят слышать от соискателей. Около четверти рекрутеров (26%) считают, что в первую очередь соискатель должен спрашивать о своих должностных обязанностях. 12% кадровиков считают, что потенциальный сотрудник обязан уточнить, чем именно занимается компания, какова история ее основания и т. п. Особенно импонируют рекрутерам кандидаты, которые накануне собеседования собрали информацию о компании. Вопросы о задачах, которые предстоит решать на данной должности, рекомендуют задавать 6% кадровиков. Почти столько же опрошенных (5%) считают, что соискателю следует задавать вопросы, «говорящие о том, что человек разбирается в своей работе и понимает, что важно для ее успешности», «по которым сразу видно, что человек разбирается в данной сфере деятельности». Еще 5% менеджеров по кадрам советуют спросить на собеседовании о том, каких результатов на конкретной должности ждет от кандидата потенциальный работодатель.

Неожиданный интерес

Иногда соискатели задают рекрутерам довольно неожиданные вопросы. «Как-то меня спросили, какой у меня опыт работы и почему я сама работаю в этой компании», - говорит RB.ru Татьяна Пичко.

«Забавно было слышать вопрос от кандидата, находящегося в прекрасной физической форме: «Есть ли в компании столовая, вкусно ли там кормят?». Оказалось, что кандидату важно питаться каждые 2 часа и нужно, чтобы рядом было место, где это можно сделать, - рассказывает собеседница RB.ru.- А когда по телевизору прошел ряд видеороликов, высмеивающих бренд компании-работодателя, один из соискателей неожиданно устроил со мной дискуссию об отношении к таким видеороликам в целом и о том, как конкретные видео повлияли на репутацию HR-бренда этой компании».

«У меня однажды была забавная ситуация, - рассказывает RB.ru Елена Козулина - Я встречалась с выпускником МГУ (географический факультет) 2010 года, который работает в небольшой интернет-компании. После получасового собеседования, большого количества вопросов с моей стороны и его ответов я стала "проверять" его мотивацию. Задала ему обычный, на мой взгляд, вопрос: «А чем вам интересна данная вакансия?». Он «завис» на несколько секунд и спросил меня: "Простите, а в какой компании я сейчас нахожусь?".

http://www.rb.ru