Путеводитель на рынке рекрутинговых услуг
Сервисы
Справочники
Сотрудничество
Подписка на рассылку


5 мифов об успешном руководителе, которые развенчали
08.08.2017 14:33

Эндрю Сильвернейл родился и вырос в небольшом американском городке в штате Мэн. Эндрю хотел стать врачом и не помышлял о том, чтобы возглавить крупную корпорацию. Да и с чего бы ему мечтать об управлении многомиллиардным бизнесом, если единственным предприятием в городе была небольшая бумажная фабрика, пишет BBC.

Позднее, работая аналитиком в финансовой компании, он повстречался с исполнительным директором другой фирмы, который предложил ему возглавить бизнес. Тогда он лишь посмялся над предложением. Сильвернейлу не хотелось становиться в один ряд с известными ему руководителями. Автократический стиль которых вызывал у него отвращение.

Впрочем, со временем Эндрю понял, что люди часто неверно оценивают факторы, которые делают руководителя успешным. Сейчас Сильвернейл возглавляет корпорацию IDEX, стоимостью $8,6 млрд, которая занимается разработкой инновационных продуктов струйной техники для сельского хозяйства, пожаротушения, и здравоохранения.

Совершенно не важно, интроверт вы или экстраверт, насколько харизматичны. Значение имеет только то, как вы относитесь к сотрудникам, понимаете цели своей работы и насколько вы терпеливы.

Сильвернейл не единственный, кто подвергает сомнениям устоявшееся мнение о факторах успешности руководителя. Согласно исследованиям, проведенным ghSMART, существует множество мифов о том, что делает босса успешным. Немало из них были опровергнуты исследованиями.

«Вы наверняка думаете, что никому и в голову не придет посадить вас в директорское кресло ни через 10, ни через 20 лет», - говорит Елена Лыткина Ботельо, партнер в ghSMART и основатель проекта CEO Genome Project. В рамках которого было проведено 10-летнее исследование, проведенное с участием тысяч руководителей. «Мы доказали, что даже простые люди, начинающие карьеру с самых низов, могут достичь вершины», - резюмирует она.

Миф 1: Руководитель должен быть харизматичным

Харизма – один из самых распространенных мифов. Считается, что успешный руководитель непременно должен быть харизматичным. В качестве доказательств такой точки зрения часто вспоминают примеры Джека Уэлча (генеральный директор General Electric) или Стива Джобса из Apple. Которые, как боги, могли управлять суеверными поклонниками.

Именно таких качеств ждут от директоров собственники и главы набсоветовкомпаний. «Мне попадались члены совета директоров, которым все нравилось в кандидате на директорскую должность. Но их очень смущал тот факт, что он был интровертивен», - говорит Ботельо.

Но оказалось, что харизма сильно переоценена. Проведенное исследование доказало, что генеральные директора интроверты чаще перевыполняют взятые обязательства, чем экстраверты. При этом результатами работы вторых наблюдательные советы удовлетворены гораздо реже. Между тем, многие компании до сих пор ошибочно отдают предпочтение более уверенному в себе кандидату, опираясь лишь на произведенное им во время интервью впечатлении. «Привлекательность и напускная уверенность кандидата, чтобы повысить шансы получить работу, не имеют никакого отношения к успешности и результативности», - утверждает Ботельо.

Миф 2: Руководители не должны признаваться, что могут совершить ошибку

Многие руководители панически бояться, что их ошибочное решение станет достоянием общественности. Одни усматривают в этом признак собственной слабости. Другие опасаются реакции акционеров. Многие руководители вообще имеют склонность перекладывать ответственность за собственные ошибки на других.

Между тем, неудачи являются ключом к успеху. Ботельо обнаружила, что почти каждый руководитель допускал серьезные просчеты. Причем 45% из них признались, что ошибка была настолько серьезной, что стоила им работы или обернулась ущербом для бизнеса. Однако 78% таких руководителей в конечном итоге поднялись по карьерной лестнице, получив более топовую работу.

Те, кто признавался в своих ошибках, мог управлять ими и учиться на них. Такие лидеры в итоге показывали наилучшие результаты. «Эти люди могут сказать: «Да, вышло плохо, это была катастрофа и я не понимаю почему», - поясняет она. «Слабые руководители обвиняют в своих промахах других или пытаются как-то объяснить неудачу, что лишь усложняет изучение природы возникновения ошибки».

Миф 3: Руководитель должен быть компетентен в конкретном секторе

«Отсутствие опыта в конкретной области никак не мешает работать топ-менеджеру», - говорит Элисон Райан, директор по обслуживанию клиентов рекрутинговой компании Executive Headhunters. «Акционеры часто считают, что генеральный директор должен иметь опыт работы в своей конкретной области. Однако мы полагаем, что руководители из других отраслей могут принести гораздо больше пользы компании», - говорит она.

Такие менеджеры могут дать компании новое видение, навыки или идеи, которые не пришли бы в голову эксперту в своей отрасли, зачастую использующему старые проверенные инструменты и технологии. По ее словам, куда больше времени потребуется, чтобы освоить навыки управления персоналом или решения проблем, чем изучить тонкости конкретной отрасли.

Миф 4: Руководители должны быть авторитарными

Многие полагают, что хороший руководитель должен быть жестким и безжалостным. Такую идею пропагандирует, например, Джек Уэлч из General Electric. Каждый год он разделяет весь персонал на три условные группы: 20% лучших работников получают признание и премии, 70% середнячков отправляют на обучение, а оставшихся 10% бесцеремонно увольняют.

Сильвернейл, знававший множество генеральных директоров еще будучи финансовым аналитиком, пришел к выводу, что автократический стиль управления наносит много вреда компании.  «Большинство людей не Джек Уэлч. Когда они пытаются привить себе определенные его качества или создают свой новый стиль из воздуха, проблемы неизбежны», - говорит он. «Существует ошибочное мнение, что запугивание - это лидерство».

На самом деле успешным руководителя делает решительность. Исследователи обнаружили, что решительные люди в 12 раз чаще занимали высокие позиции.

Руководитель не должен быть слишком мягким или чрезмерно жестким. Угодить всем все равно не выйдет. Но и диктатором он быть не должен. Существует золотая середина, которая и приносит максимальные результаты. «Подумайте о генеральном директоре, как о дирижере оркестра. Вы должны суметь привлечь к сотрудничеству всех участников, чтобы получить максимум выгоды», - говорит Ботельо.

Миф 5: руководители должны иметь высшее образование

Еще один миф состоит в том, что вам нужно закончить учебу в Гарварде или Оксфорде, чтобы стать успешным генеральным директором. Но в действительности лишь 7% топ-менеджеров, принявших участие в исследовании, получили диплом престижного ВУЗа. 8% вообще не смогли закончить университет.

Джилл Уайт, директор частной акционерной компании Carlyle Group, согласна с тем, что диплом никак не определяет успешность руководителя. Ключевым, по ее мнению, является фактор интеллекта. «Наличие диплома о высшем образовании приветствуется, но одно только его отсутствие не является поводом для отказа», - говорит она.

Сильвернейл, которого считают одним из самых успешных топ-менеджеров, полагает, что рецепт успеха сводится к трем вещам: стремлении улучшить жизнь всех заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников и общества), глубоком понимании бизнеса, которым он руководит, и человеколюбии.

«Я хочу быть хорошим, а моя работа - создать среду, в которой люди могли бы проявлять свои лучшие качества каждый день», - говорит он.

По материалам BBC