Путеводитель на рынке рекрутинговых услуг
Сервисы
Справочники
Сотрудничество
Подписка на рассылку


«Мины замедленного действия», или как ведут себя сотрудники в стрессовых ситуациях
23.11.2017 18:04

На работе каждый человек испытывает огромное количество стрессовых ситуаций. В каждой должности свои задачи, своя мера ответственности и, соответственно, свои обстоятельства, вызывающие напряжение и приводящие человека в ступор.


У каждого из нас есть своя наработанная схема, в которой имеется социально приемлемая модель поведения и социально неприемлемая, это своего рода верхняя планка нашего поведения и нижняя.

Когда человек находится в спокойном состоянии, на него ничего не давит и не вызывает угрозы, он может быть улыбчив, обаятелен, учтив, вежлив, разговорчив и т.п. Но как только он чувствует какое-то напряжение, то сразу же меняется. Большинство живет в бессознательном состоянии, действуя автоматическими реакциями по принципу «стимул — реакция». Стимул — это напряжение, идущее на человека, а за этим следует реакция, выработанная на основе его природы и набранных за жизнь моделей поведения. Вот с тем, как и кто меняется, какими могут быть последствия этой реакции для работодателя нужно разбираться. И в идеале к этому нужно быть не только готовым, но и уметь управлять этой реакцией, либо, зная последствия, вообще не брать нестрессоустойчивого человека на работу.


К стрессовым ситуациям относятся обстоятельства, связанные с общей картиной на предприятии, или в отдельном подразделении. Например, комплексная проверка работы отдела или компании в целом и частные аудиты, связанные с конкретными сотрудниками и выполнением ими их обязанностей, а также с их увольнением.
При общей давящей ситуации на всю компанию каждый из сотрудников будет действовать или бездействовать как может и умеет. Да, бывают такие, кто способен держать удар, остается верным и преданным до конца, как бы его не пытались сломить или надавить. Такие люди живут осознанно, понимая, что они делают и для чего. Они способны принимать решения, нести ответственность и всегда быть рядом.


Однако большая часть сотрудников живет основную часть времени в бессознательном, в системе автоматизмов, даже не понимая до конца, что происходит, и что они делают. Поэтому такие люди, как правило, либо просто сбегают при первой возможности, бросив недоделанные дела, отключают телефон и прячутся, либо начинают сдавать все, что знают и даже не знают. Здесь работает принцип «моя хата с краю».


Третьи же, самые продуманные, также сбегают и сдают, но стараются сделать это со своей выгодой, например, забирают клиентскую базу и идут устраиваться с ней на новую работу к конкурентам, пока руководство пытается сохранить компанию на плаву. Все это можно увидеть при расшифровке теста Сонди, который прошел специалист.


В ежедневной работе у каждого сотрудника, независимо от должности, так или иначе возникают напрягающие его ситуации. Это может быть непонимание как сделать то, что ему поручили, нежелание нести ответственность и отвечать за свои действия, да и просто банальное нежелание работать. На все это человек включает сопротивление, которое может выражаться в том, что он будет ходить и приставать ко всем: «Ну нет, подождите, давайте посмотрим…», — таким образом он будет переводить фокус внимания с себя на других, создавая им препятствия и лишнюю нагрузку.


Другие будут пытаться «заговорить зубы», понравиться, начнут стараться найти точки входа, чтобы потом принудить сделать свою работу за них. Или бегать с вопросами: «А как это сделать? А это?», — или — «Ой, ты знаешь, кажется, начальник сегодня не в духе. Как думаешь, почему? Я слышала, он с женой поругался. Представляешь? Пойдем кофе попьем и обсудим!».


Такие люди словно липучки, их мировосприятие как у маленького ребенка. Им кажется, что мир такой большой, и что они сами не справятся, вот и бегают все время в поиске, к кому бы «залипнуть». Подобные персонажи не могут эффективно осуществлять свою деятельность, потому что они дети внутри, а ребенок работать не умеет.
Эти типы выражения своего сопротивления может отыгрывать и один человек в разной последовательности, но какие-то из них будут превалировать над другими. Помимо всего прочего, даже эти действия люди отыгрывают по-разному, в зависимости от эффективных на взгляд человека копий, пропущенных через призму своей природы.
Кто-то тихо все копит в себе и делает мелкие гадости, а потом в какой-то момент осуществляет это в более крупных масштабах, например, подставляет кого-то из коллег, саму компанию и т.д. Это происходит потому, что человек не может бесконечно в себе носить накопленное недовольство, раздражение и сопротивление, его нужно куда-то реализовать. Такие люди — «мины замедленного действия» или «тихие диверсанты», которые пока вы ничего не подозреваете, уже готовят взрывную ситуацию (зачастую не осознавая этого). А есть те, которые по любому поводу достают меч и начинают размахивать им направо и налево, невзирая на чины и звания. И те, и другие саботируют работу, но каждый своим способом.


Непонимание моделей поведения сотрудника затрудняет возможность выстроить правильную, т.е. наиболее эффективную рабочую модель, при которой специалист будет приносить максимальную отдачу, без лишних сложностей и проблем во время работы в компании.


Знание того, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях, необходимо также для предотвращения конфликтных ситуаций с обиженными уволенными сотрудниками, т.к. такие люди достаточно часто обращаются за помощью к государству в лице трудовых инспекций и судов. Поэтому во избежание в дальнейшем хождения по этим учреждениям и внеочередных проверок, и чтобы не отбиваться в интернете от нападок на компанию как на работодателя, проще и надежнее сразу при приеме на работу четко понимать, кого вы берете. Настройте с человеком такой формат работы, при котором даже при увольнении он не будет делать гадости.


Все эти реакции, набранные модели поведения и их способы реализации при стрессе специалист по психодиагностике определяет через расшифровку специального теста Сонди и в итоговом заключении выводит все это в эффективную рабочую модель с определенным сотрудником, который его прошел.

© Деловой мир