Путеводитель на рынке рекрутинговых услуг
Сервисы
Справочники
Сотрудничество
Подписка на рассылку


Подводные камни собеседования (мнение HR-менеджера IBM)
24.12.2018 00:00

На протяжении многих лет я провела собеседования с сотнями, если не с тысячами кандидатов на работу в разных отраслях, должностях и странах. Было много незабываемых моментов, как хороших, так и плохих, поэтому я очень рада поделиться своим пониманием того, что я ищу в кандидате во время собеседования.


Обычно я могу получить представление о том, с кем я собираюсь встретиться, после первого прочтения резюме, но во время собеседования решающим становится подготовка, позитивное отношение и потенциал кандидата. Для меня успешное собеседование основано на сочетании вещей - от вербальных до невербальных - которые можно подытожить одним словом: уверенность.

Уверенность - это непринужденный и активный язык тела – посадка с прямой спиной, не ерзая, не уделяя все свое внимание интервьюеру. Уверенно говорить о своем опыте и позволить своему энтузиазму ярко проявиться - это ключевой момент. Знание того, как сформировать свои вопросы и задать их таким образом, чтобы получить информацию, необходимую для принятия обоснованного решения о своем будущем, также имеет большое значение для создания ауры уверенности.

Давайте рассмотрим некоторые подводные камни, которые мгновенно выдвигают на передний план недостаток уверенности, а также  советы о том, как этого избежать:

1. «Итак, вы технологиями занимаетесь ...» или «Итак, вы лидер в области технологий, верно?»

Если известно, что компания, где вас интервьюируют, действительно работает в этой сфере, тогда вы не сказали ничего умного! То, что вы делаете, - это просто праздно умничаете. Вышеуказанные заявления, подобные этому, могут заставить интервьюера занять оборонительную позицию - а превращение этого заявления в вопрос, демонстрирует недостаток уверенности в своих словах, и потребность в подтверждении со стороны интервьюера. Вы либо нервничаете, либо не подготовились заранее - или и то, и другое. Избегайте этого любой ценой.

2. «Что именно делает компания / этот отдел?»

Найти ответ на этот вопрос является частью вашего исследования. Ваши вопросы должны показать, что вы потратили время и навели справки о компании и своей должности. Вместо этого стоит спросить о том, какими проектами занимается отдел или какие проблемы перед ним стоят, с целью подчеркнуть ценности, которые вы можете привнести.

3. «Почему вы пригласили меня на собеседование?» Или «Что вам больше всего понравилось из моего резюме?»

Любой хороший интервьюер прочитает ваше резюме и будет иметь представление о том, что делает вас хорошим кандидатом, но вряд ли они вам это покажут. Вместо того, чтобы спрашивать об этом, подготовьтесь ответить на такие вопросы, как «какое впечатление, по вашему мнению, ваше резюме дает мне о вас?»

4. «Какими навыками, по-вашему, я мог бы дополнить эту должность?»

Сформулированный таким образом вопрос как бы тонко намекает интервьюеру обратить внимание на ваши навыки, но это не так. Скорее, будьте готовы говорить о своих навыках и соотносите их с требованиями, перечисленным в описании должности. Встройте свой посыл в ответ, если интервьюер скажет: «Расскажите мне о себе» или  в другой подходящий момент.

5. «Хорошо ли я впишусь в команду?»

Это неплохой вопрос, который нужно держать в голове - но не тот вопрос, который стоит задавать интервьюеру! Другие вопросы, которые нужно задать себе перед собеседованием, и поразмышлять над ними после: соответствует ли культура компании вашим ценностям? Сможете ли вы справиться с темпом? Те ли это коллеги, которых вы хотите?

6. «Я ужасен в X ...»

Не работайте против себя. Будьте скромны, а не самоуничижительными. Вместо того, чтобы сосредоточиться на слабости, перефразируйте ее. Вместо этого расскажите о направлении, которое вы хотели бы развить, и спросите о возможностях обучения в компании.

7. «Я потрясающий в X ...»

Заявления [как это] могут работать и против вас. Если вы утверждаете, что являетесь экспертом во всем, вы создадите впечатление, что вашему будущему работодателю нечему вас научить. Ваше стремление учиться - одна из ключевых черт, которую ищет интервьюер.

8. «Меня так волнуют/воодушевляют/интригуют ... электронные таблицы».

Ваша страсть к Excel может не знать границ, но отдавайте себе отчет, в чем именно заключается увлеченность для вас, а не чем, как вы думаете, интервьюер хочет, чтобы вы увлекались. Отшлифуйте посыл, который вы хотите после себя оставить. Возможно, вас действительно увлекает упорядочивание - так скажите это и дайте примеры того, когда вы превратили хаотичную ситуацию в управляемую.

9. «Мне понравился блог, который вы пишете на X.»

Если вы собираетесь сделать такое заявление, сделайте его обоснованным. Скажите, почемувам понравилось или что это значило для вас. Возможно, блог пробудил творческую идею, о которой вы хотели бы поговорить? В противном случае это еще один показатель того, что вы нервничаете - плохая попытка перетащить интервьюера на свою сторону.

10. «Когда я работал в компании X, мне действительно не нравился их подход к Y. Как вы здесь работаете с Y?»

Не следует задавать вопросы, связанные с вашим негативным опытом у нынешнего или бывшего работодателя. Подавайте все в позитивном и уважительном ключе, не демонстрируйте недовольства. Вместо этого просто спросите: «Какой у вас подход к Y?»

11. «Мне нечего вам сказать».

Собеседования - это не легкая прогулка вниз по улице - так что не ожидайте, что они такими будут. Хороший интервьюер подаст вам крученый мяч из левого угла. Они стремятся понять, как вы соображаете по ходу дела. Если вы отморозитесь, это не идеально, но если у вас действительно нет ответа в данный момент, скажите, что вы ответите позже (на почту или по телефону) - и если вы скажете так, сделайте, что бы так и было.


Автор: Харриет Грин - генеральный менеджер, IBM Watson Internet of Things, Customer Engagement & Education.

 

https://навигатор.укр